Доход от услуг связи спутник-смартфон (D2D, Direct-to-Device), по прогнозам Analysys Mason, приблизится к 48,6 млрд долларов США к 2032 году. А ведь еще полтора года назад GSMA оценивала его в $30 млрд в 2035-м. То есть аппетит и ожидания отрасли в отношении этого рынка постоянно растут. Многие эксперты уже присваивают D2D-сервисам статус глобального «геймченджера» телекома. Осталось только понять, какие стратегии в этой игре окажутся победными.
Ключевая характеристика современных спутниковых проектов D2D – это используемый спектр. Есть два варианта со своими преимуществами и недостатками. Первый предполагает работу в диапазонах, которые уже выделены наземным операторам. По этому пути идут AST SpaceMobile, Lynk и Starlink. Эти проекты находятся на слуху и вызывают больше всего внимания, поскольку уже демонстрируют первые успехи.
Минусы этого варианта заключаются в том, что спутниковым компаниям требуется специальное разрешение в каждой стране для использования наземных полос. Кроме того, в Analysys Mason говорят о повышении уровня технической сложности проектов.
Второй вариант, как можно догадаться, предполагает использование спектра, выделенного спутниковым службам. Тут барьером является поддержка этих частот в смартфонах, что требует их модификации. Это дело небыстрое в целом, к тому же с непредсказуемым результатом.
Можно вспомнить, что производители смартфонов отказались использовать разработанную Qualcomm совместно с компанией Iridium проприетарную технологию Snapdragon Satellite, предназначенную для обмена сообщениями через спутник. Причем она была уже успешно протестирована. Qualcomm тогда заявил, что производители предпочли стандартизованное решение для немодифицированных смартфонов.
Вопрос о том, какой вариант более жизнеспособен, пока открыт.
Другие посты на канале https://t.me/tochka5g