Т-Канал Tochka5G
Tochka5G Рынки

Direct-to-Device: пузырь на орбите?

В последние дни все чаще говорят о проблеме «ИИ-пузыря». А мы заметили, что рядом надувается еще один пузырь поменьше. Речь про сервис прямой связи смартфона со спутниками (Direct-to-Device, D2D). Нас настораживает, что инвестиции в такие проекты уже кажутся несопоставимыми с потенциальной прибылью.
Повод задуматься дала компания Ookla. Она опубликовала небольшое исследование об использовании D2D-сервиса T-Satellite от оператора T-Mobile и его спутникового партнера Starlink. В молодом сегменте Direct-to-Device эти компании занимают лидирующее положение.
Напомним, что бесплатное бета-тестирование T-Satellite было запущено в конце 2024 года. Причем прикоснуться к спутниковому будущему могли не только абоненты T-Mobile, но и клиенты конкурирующих операторов Verizon и AT&T. Заметим, что «чужих» пользователей оказалось не так много (меньше 30% от общей базы подключенных устройств). В июле T-Mobile начал брать за услугу деньги – 10 долларов в месяц. Бесплатно она предоставляется в рамках премиального тарифа (начинается от $100).
Сначала в рамках T-Satellite можно было лишь обмениваться сообщениями, включая изображения. 1 октября сервис позволил пользоваться передачей данных в паре десятков приложений, но с ограничениями. Статья Ookla, к сожалению, ничего про скорость обмена данными не сообщает, но у компании есть другие любопытные цифры.
Перспективы сервиса обычно определяются спросом. D2D нужен пользователям, когда у них нет подключения к сотовой сети (и тем более к проводной). В Ookla приводят данные о том, что американские абоненты оказываются отрезаны от связи всего 2,79% своего времени! Это около 40 минут за 24 часа.
Именно на это время могут рассчитывать провайдеры D2D-услуг, говорят исследователи. Но даже такая оценка слишком оптимистична, поскольку для сервиса обычно нужно чистое небо, а сотовая связь зачастую теряется в коридорах, в ущельях, каньонах и тоннелях.
Ookla ссылается на компанию TD Cowen, которая опросила 1 тыс. пользователей и выяснила, что более 60% готовы платить не менее 5 долларов в месяц за спутниковую услугу D2D. Это означает дополнительный доход в размере 3 млрд долларов в год для американской индустрии беспроводной связи, говорится в статье.
Здесь у нас возникли сомнения. Готовность платить, о которой люди говорят в опросах, зачастую улетучивается, когда доходит дело до того, чтобы раскошелиться в реальной жизни. К тому же между пятью долларами из опроса и десятью долларами у T-Mobile есть разница. А если пользователь не покидает свой город/пригород круглый год за исключением отпуска (рыбалка или поход где-нибудь в глуши), то он купит услугу на один месяц, а потом ее отменит.
Оценка рынка в $3 млрд/год кажется сильно завышенной. К услуге D2D от T-Mobile на бета-тесте присоединились около 2 млн пользователей (до 30 тыс. пользователей в день), а она была бесплатной. Чтобы получить $3 млрд, число подписчиков, готовых платить хотя бы $5 в месяц, должно достичь 50 млн.
Между тем, только компания SpaceX, которой принадлежит Starlink, потратила недавно $17 млрд на спектр для оказания услуг D2D. К этой сумме нужно добавить деньги на разработку, производство, запуск и эксплуатацию спутников, которые еще и отличаются от аппаратов, используемых для фиксированной связи.
Сейчас у Starlink работает 657 D2D-спутников, но SpaceX уже запросила у регулятора разрешение на запуск до 15 тыс. аппаратов. Цель – увеличить пропускную способность в 100 раз, чтобы обеспечить пользователям скорости LTE на их смартфонах.
Трудно представить, сколько это будет стоить. А ведь на доходы от этих услуг рассчитывают и другие компании, такие как Globalstar (партнер Apple), AST SpaceMobile и Project Kuiper от Amazon, которые тоже тратят немаленькие суммы.
Мы полагаем, что Starlink еще может как-то рассчитывать на возврат инвестиций за счет почти монопольного положения – он рано вышел на рынок, может играть в долгую, обладая огромными ресурсами и дешевым транспортом для запуска спутников. На что рассчитывают остальные игроки (кроме денег инвесторов), неясно. Но пузырь продолжает надуваться.
Другие посты на канале https://t.me/tochka5g