Продолжаем тему фиксированного беспроводного доступа 5G (FWA), поднятую в прошлом посте. Сейчас лидер на этом рынке – Соединенные Штаты. Абонентская база этого сервиса насчитывает около 15 млн, согласно отчету Counterpoint Research. Аналитики прогнозируют, что в 2027 году FWA-одеяло перетянет на себя Индия, которая наберет 30 млн подписчиков. К тому времени абонентская база в США достигнет только 25 млн. Но это не назовешь честным сравнением.
На первый взгляд кажется, что в Индии технология FWA упала в плодородную почву, которая обеспечит операторов и абонентов чудесным урожаем. Доказательством может стать стремительный рост количества подписчиков. Услугу в августе 2023-го запустил оператор Airtel. Через полтора месяца к нему присоединился лидер рынка Jio, который утверждает, что в сентябре этого года он подключил 2,8 миллиона домов к FWA. Аналитики обещают, что к концу 2024-го общая абонентская база достигнет 5 млн, а в следующем году удвоится. Приличная скорость всхожести.
В чем же причина такой урожайности? В Counterpoint Research говорят, что один из главных стимулов для внедрения FWA – это нехватка инфраструктуры проводного ШПД в стране. К ней подключены только 11% домохозяйств. Из-за отсутствия альтернатив многие абоненты сидят на мобильном интернете, что создает окно возможностей для FWA, причем не только в публичном, но и в корпоративном сегменте. К тому же этот сервис, как мы не устаем повторять, выгоден операторам в плане монетизации инфраструктуры 5G.
По утверждению аналитиков, это самый быстрорастущий телеком-сегмент в Индии. К 2030 году новые технологии и апгрейды сетей должны обеспечить FWA-абонентов скоростью выше 100 Мбит/с, что сделает сервис конкурентоспособным по сравнению с проводным (медным, а не оптическим) ШПД. Отметим, что фиксированный беспроводной доступ уже стимулирует развитие операторов. Airtel, который построил неавтономные сети 5G (5G NSA), сейчас переводит часть инфраструктуры на автономные (SA) рельсы, чтобы оказывать более качественные услуги FWA-клиентам (за счет слайсинга).
Все это здорово, но отдавать Индии приз за самую большую «FWA-тыкву» мы бы не спешили. В этой азиатской стране в два с лишним раза больше домохозяйств, чем в США (300 млн против 132 млн в 2024-м). Так что если брать долю домохозяйств с FWA, то в Соединенных Штатах она будет больше почти в два раза (19% против 10%).
И не будем забывать, что для Индии услуга FWA сама по себе является премиальной. Ее стоимость в несколько раз выше, чем у обычного мобильного интернета для смартфона. Получается, это сервис для обеспеченных, настоящий экзотический фрукт.