Доллар (или юань) от продаж оборудования 2/3/4G не отличается от доллара, полученного за 5G-продукт, но доходы от пятого поколения по-прежнему остается важным показателем динамики коммерческого развития вендора
Анализируем отчет Omdia о вендорах телеком-оборудования для сетей радиодоступа (RAN) 2024 года. Если обобщить наблюдения, то можно сказать, что 5G окончательно вышло на первый план.
Как говорят аналитики, прибыль от технологии становится ключевым показателем того, насколько быстро поставщик может сместить структуру доходов в сторону единственного – если говорить о поколениях – растущего сегмента рынка RAN, то есть в сторону 5G.
То, что сейчас рулит именно 5G, хорошо заметно по вендорам не из «большой тройки» – Fujitsu, NEC, ZTE, CICT Mobile. У них доля доходов от продуктов для пятого поколения превышает 80%. Очевидно, что им непросто конкурировать с Huawei, Ericsson и Nokia, которые за счет эффекта масштаба и долгосрочного доминирования на рынке сделали цену на LTE крайне низкой. Так что небольшим компаниям приходится делать ставку на 5G, где раздел пирога пока продолжается.
Из тезиса о низких ценах на LTE-оборудование традиционных вендоров, кстати, можно сделать важный вывод. На глобальном рынке поставщик, который делает решения не выше четвертого поколения связи, никому не нужен. Там все уже схвачено и забито. Во всяком случае в массовом сегменте – для продуктов специального назначения правила игры могут быть другими.
У Huawei, Ericsson и Nokia доля прибыли от 5G ниже, чем у небольших вендоров. Объясняется это более разнообразной клиентской базой и географическим миксом доходов. Тем не менее, их присутствие как на развитых, так и на развивающихся рынках дает им преимущества по другим показателям, включая общий доход от RAN и количество 5G-сделок.
В любом случае, в 2023 году доля доходов от пятого поколения у всех вендоров выросла по сравнению с 2022-м. У основных поставщиков она составляет более 60%. В 2024-м, полагаем, доля будет еще больше.
География имеет значение для небольших игроков. К примеру, NEC и Fujitsu получили преимущество благодаря сильным позициям на внутреннем рынке Японии, а ZTE и CICT Mobile – в Китае. Эти страны уже сделали значительные инвестиции в 5G, оставив 4G позади.
Небольшие вендоры фокусируются на 5-10 контрактах с операторами. Меньше (три оператора или региона) – это уже высокий риск. Для выхода в «верхний дивизион» нужно иметь более 20 контрактов. Omdia относит таких вендоров к «основным претендентам». Это OpenRAN-вендоры Samsung и Mavenir.
Каждый из «большой тройки» поставщиков имеет более 100 5G-контрактов. Nokia и Ericsson сильны на фрагментированном европейском рынке и в ряде развитых стран, а Huawei доминирует в Китае, Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке.
Отметим, что небольшие вендоры четко ориентируются на целевой для них профиль операторов (и их предпочтительные конфигурации сайтов, конечно), не гоняясь за универсальной и широкой линейкой продукции. Но это не единственный способ для таких производителей конкурировать на рынке.
Также борьба за клиента разворачивается на переднем крае технологического прогресса. 5G-Advanced, CloudRAN, OpenRAN и ИИ – вот основные зоны конкуренции между традиционными игроками и новичками за внимание и бюджеты глобальных и локальных операторов.
Другие посты на канале https://t.me/tochka5g