Кто про что, а Ericsson снова про новые источники доходов для операторов. Свежий отчет исследовательского подразделения шведского вендора Consumer Lab повествует о радужных перспективах, которые открываются перед смелыми и предусмотрительными игроками рынка сотовой связи. Но на пути к главному призу – увеличению ARPU – операторам придется измениться.
Краткое содержание отчета мы намеренно сделали похожим на аннотацию к приключенческой книге, в котором героев на их пути к заветной цели ждут испытания. Впрочем, вполне возможно, что нас ждет не добрая сказка, а какой-нибудь скучный производственный роман.
В Ericsson утверждают, что при выборе пути надо ориентироваться на указатель «дифференцированное подключение», то есть предоставлять услуги, адаптированные к потребностям разных групп абонентов. Кому-то важна надежность подключения, кому-то нужны также высокая скорость восходящей связи или низкая задержка.
Эту дорогу мы хорошо знаем. Сначала отрасль ждала реализации этого функционала в 5G за счет слайсинга, сейчас надежды возлагают еще и на сетевые интерфейсы прикладного программирования (API). Но важнее то, что думают о дифференцированном подключении абоненты, и готовы ли они платить за это. Такие вопросы были заданы 23 тыс. владельцев смартфонов (15–69 лет) на 16 рынках, 17 тыс. из которых используют 5G. По словам исследователей, результаты репрезентативны для 1,1 млрд человек.
В Ericsson уверяют, что многих абонентов уже не удовлетворяют возможности существующих сетей 5G. Растет спрос на улучшенное подключение для базовых услуг, таких как видеозвонки, потоковое вещание и онлайн-платежи. 35% абонентов готовы больше платить за то, чтобы пользоваться ими с гарантированной производительностью. Этот рост спроса может в перспективе привести к увеличению ARPU (среднего дохода на одного пользователя) в 5G на целых 5–12% (!), что должно осчастливить операторов в конце пути.
В современном приключении никуда не деться от искусственного интеллекта, и оператору-герою предлагается приручить его. Ожидается, что в ближайшие пять лет число пользователей смартфонов, которые применяют приложения с генеративным ИИ (GenAI) хотя бы раз в неделю, вырастет в два с половиной раза. И уже сейчас каждый четвертый потребитель ИИ-сервисов готов платить на 35% больше за дифференцированное подключение, чтобы обеспечить быстрый отклик таких приложений.
Однако, чтобы реализовать потенциал дифференцированного подключения, операторы должны порвать с привычными бизнес-моделями. Сейчас большинство игроков предлагает тарифы с фиксированным объемом данных или вовсе безлимитные, без всякой дифференциации. Некоторые обеспечивают приоритезацию трафика во время перегрузок и предлагают несколько уровней скорости, однако без гарантии производительности.
Но так далеко не уедешь, считают в Ericsson. Чтобы внедрить дифференциацию, нужно оседлать автономные (SA) сети 5G. Сначала они помогут удовлетворить потребности пользователей в местах массового скопления людей (концертные залы, аэропорты, транспортные узлы). По мере расширения инфраструктуры 5G SA в городах следует предоставлять дифференцированные пакеты услуг, ориентированных на конкретные сегменты: профессиональные геймеры, стримеры, работники умственного труда...
А последний этап предполагает внедрение инноваций с помощью «платформенно-ориентированного подхода» B2B2C («бизнес для бизнеса для потребителя»). Ericsson рекомендует предоставлять сетевые API и создавать рынок приложений, ориентированный на качество обслуживания, а также позволять поставщикам приложений внедрять премиальные функции. Тут-то и найдут операторы свой священный Грааль монетизации.
Увлекательно. Правда, есть у нас подозрение, что абоненты готовы платить премиальные за качество только в подобных опросах. Когда доходит до дела, они обычно держат свои кошельки плотно закрытыми. Но против тезиса о необходимости перехода на 5G SA возражать не будем, это действительно необходимая отрасли технология.