Т-Канал Tochka5G
Tochka5G Рынки

Туманные перспективы D2D в Великобритании

Starlink наконец-то дотянулся до Великобритании. Компания заключила многолетнее соглашение с оператором Virgin Media O2 (VMO2) о запуске сервиса прямой связи спутника со смартфоном. У Starlink он называется Direct-to-Cell, в отрасли известен как Direct-to-Device (D2D), а британский оператор запустит его под брендом O2 Satellite. Коммерческий запуск услуги ожидается в первой половине 2026 года, а пока VMO2 занимается ее внутренним тестированием.
Starlink действует по привычной схеме – он будет использовать часть лицензированного спектра партнера. Сервис будет автоматически подключаться в зонах без сигнала сотовой сети. VMO2 рассчитывает, что в результате внедрения этой технологии покрытие его сети увеличится с 88% до более чем 95% в течение года после запуска.
На первом этапе пользователям будут доступны обмен сообщениями и передача данных с поддержкой базовых приложений – мессенджеров, карт и геолокации. В таком же виде сервис запущен в коммерцию у американского T-Mobile и японского KDDI.
Британский оператор рассчитывает на дальнейшее увеличение покрытия, а также на расширение возможностей и появление новых вариантов использования услуги. Речь идет о звонках и нормальном LTE, а не урезанном варианте передачи данных через оптимизированные приложения. Случиться это должно после запуска нового поколения спутников Starlink. По последним данным, у у компании 657 D2D-аппаратов на орбите. Но в планах – нарастить группировку до 15 тысяч, причем это будут улучшенные спутники, которые позволят увеличить емкость сети в 100 раз.
Новость о сотрудничестве со Starlink неслучайно появилась именно сейчас. Дело в том, что VMO2 опубликовал результаты за третий квартал 2025 года, и они оказались разочаровывающими. Выручка компании за три месяца снизилась на 5,6% до £2,549 млрд по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Оператор теряет и клиентов. В мобильном сегменте он показал положительную динамику, но только за счет IoT и оптовых продаж. А вот база обычных мобильных абонентов за год снизилась на 607,5 тысячи! В фиксированном сегменте тоже спад: -29 тыс. пользователей и небольшое снижение ARPU (-1,2%). Неудивительно, что компании срочно требовались хорошие новости, чтобы снизить негатив и отвлечь внимание от слабых финансовых результатов.
VMO2 делает акцент на том, что стал первым D2D-партнером Starlink в стране. При этом британский оператор уже использует спутниковую связь компании для backhaul (связь ядра сети с базовой станцией) в рамках национальной программы Shared Rural Network (SRN).
SRN – это государственно-частная инициатива, направленная на устранение «белых пятен» мобильного покрытия в сельских и труднодоступных районах страны. Запустили проект в 2020 году. Его целью было обеспечить не менее 95% территории страны доступом к услугам LTE к концу 2025 года, но достичь этого показателя удалось на год раньше срока.
Сотрудничество со Starlink должно поднять настроение инвесторов оператора само по себе. Но есть и еще один плюс – с его помощью VMO2 наносит удар по спутниковым амбициям конкурента – VodafoneThree. Этот британский игрок тоже рассчитывает на D2D, но в качестве партнера он выбрал AST SpaceMobile, который до сих пор не запустил свой сервис в коммерческую эксплуатацию, несмотря на громкие анонсы.
Ставка VMO2 на D2D от Starlink на первый взгляд выглядит убедительно, однако бизнес-модель таких проектов по-прежнему выглядит загадкой. Как мы писали, инвестиции спутниковых операторов несоразмерны ожидаемой прибыли, а делить доход, скорее всего, придется с наземным партнером. Хотя, возможно, соглашение вообще строится на имиджевой основе – сотовый оператор получает не столько новую услугу, сколько внимание рынка и инвесторов.
Но, похоже, что в условиях падающих доходов и оттока абонентов у оператора VMO2 просто не оказалось других козырей, чтобы доказать, что он все еще на коне. А туманные бизнес-перспективы D2D выглядят вполне подходящими для Альбиона.
Другие посты на канале https://t.me/tochka5g