Немецкому оператору 1&1 долгое время не везло со строительством и запуском greenfield-сети OpenRAN. Но, похоже, жизнь начинает налаживаться. Компания сообщила , что перевела в свою сеть уже 10 млн абонентов. Кроме того, оператор активно запускает дата-центры по всей стране. Но это еще не победа.
До создания собственной сети 1&1 оказывал услуги мобильной связи в качестве виртуального оператора (MVNO). Теперь он постепенно переводит пользователей в собственную сеть, то есть «отвязывает» их от ядра (core) партнера и «привязывает» к своему. В первом квартале 2025 года у оператора было 12,42 млн. мобильных абонентов. Сейчас переход завершен на 80%. К концу года руководство оператора рассчитывает его закончить. Это важный этап превращения 1&1 в «физического» сотового оператора. Но трудностей хватает.
В мае прошлого года к собственной сети 1&1 было подключено 700 тыс. абонентов. Но потом случился масштабный сбой, связанный с ядром сети. 27 мая 2024 года во время планового обновления ПО возник «баг», из‑за которого «центральные компоненты системы оказались недостаточно масштабированы» для текущей нагрузки. Это привело к временному отключению услуг у пользователей. Первичную проблему устранили быстро. Но потребовались дополнительные работы по настройке сети. В итоге некоторые абоненты жаловались на отсутствие связи даже через четыре дня после аварии. Сбой затронул около 500 тыс. пользователей и вынудил замедлить миграцию абонентов.
Авария больно ударила по компании. Будучи виртуальным оператором, 1&1 платил за трафик и пропускную способность сети компании Vodafone. Можно было сократить эти расходы, если бы переход абонентов пошел по плану. Еще одно неприятное последствие сбоя – это ухудшение лояльности абонентов. Всем пострадавшим клиентам 1&1 компенсировал абонентскую плату за дни без сервиса, но репутация пострадала.
Теперь главная проблема 1&1 – это плохое покрытие. В конце первого квартала 2024 года в сети насчитывалось 530 базовых станций (1334 антенных блока/сектора). В конце сентября было уже 1249 БС. Но, похоже, что далеко не все из них реально работают. Например, в отчете по итогам первого квартала 2025 года указано, что компания 1&1 управляет более чем тысячей базовых станций, а еще 5 тыс. сайтов находятся в процессе развертывания.
1 тыс. действующих БС – мизерное количество для Германии. Видимо, абоненты 1&1 в подавляющем большинстве случаев подключаются к сети Vodafone, с которым заключено роуминговое соглашение. За счет чего этот бизнес-кейс сходится (дешевый роуминг, какие-то налоговые преференции), не очень ясно.
В развертывании дата-центров, которые нужны для размещения виртуализированных компонентов сети, 1&1 демонстрирует более впечатляющий прогресс. У него уже работают четыре основных центра обработки данных и 24 периферийных ЦОДа. Кроме того, развернуто 279 из запланированных 500 локальных дата-центров. Это позволяет обрабатывать трафик ближе к пользователям, снижая задержки, обеспечивая масштабируемость, гибкость и высокую производительность сети.
Кстати, при таком подходе можно сэкономить на электричестве. По данным независимой инспекционной компании TÜV Rheinland, сеть 1&1 обеспечивает на 10–30% более высокую энергоэффективность, чем обычные мобильные сети.
Пока у новичка много проблем на высококонкурентном рынке. Сначала у него возникли сложности с инфраструктурным оператором Vantage Towers (принадлежит Vodafone), из-за чего сорвались сроки развертывания сайтов. Потом развитие замедлил программный сбой. А еще у оператора нет доступа к частотам в диапазоне ниже 1 ГГц, который нужен для охвата сельских районов и indoor-покрытия. У 1&1 есть всего 70 МГц спектра (20 МГЦ в полосе 2,6 ГГц и 50 МГц в 3,6 ГГц).
Хорошая новость в том, что вопрос с субгигагерцами вскоре должен решиться. Немецкий телеком-регулятор в марте 2025 года продлил частотные лицензии «большой тройке» операторов и обязал их предоставить 1&1 доступ к части низкочастотного спектра для совместного использования. Это открывает перед компанией новые перспективы.
Другие посты на канале https://t.me/tochka5g