В свое время в Сети были популярны подборки, где сравнивались реальные фото вещей, приобретенных в онлайн-магазине, с их изображениями на странице товара. Зачастую между ними не было почти ничего общего – элегантное платье превращалось в мешковатую тунику, а вместо большого постера присылали открытку.
Примерно такое же разочарование мы ощутили, узнав о бета-тестировании одного из самых ожидаемых телеком-сервисов – Direct-to-Device (D2D), то есть прямого подключения немодифицированного смартфона к спутнику, от американского оператора T-Mobile.
Нам близок тезис, что услуга D2D действительно может изменить жизнь людей. Голосовая связь и доступ в интернет из любой точки мира без специального оборудования – это телеком-мечта, прикоснуться к которой хотят многие. Мы и сами как-то рисовали пасторальную картину, как пользователь в домике в глухом лесу беззастенчиво скачивает большие объемы данных через спутник прямо на смартфон. Но, увы, реальность не имеет пока ничего общего с ожиданиями.
Посмотрите, чем «порадовал» абонентов T-Mobile, и сравните с тем, что хотелось бы увидеть:
• Передавать можно только текстовые сообщения.
• Емкость сети ограничена, так что далеко не все получат доступ к бета-тесту.
• Услугу смогут попробовать только постоплатные абоненты.
• Коммерческий запуск состоится «когда-то в 2025 году».
• Все спутниковые сообщения, включая экстренные в службу 911, могут доставляться с задержкой.
• Услуга доступна только на «оптимизированных телефонах» (без объяснений, что имеется в виду).
• Передавать можно только текстовые сообщения.
• Емкость сети ограничена, так что далеко не все получат доступ к бета-тесту.
• Услугу смогут попробовать только постоплатные абоненты.
• Коммерческий запуск состоится «когда-то в 2025 году».
• Все спутниковые сообщения, включая экстренные в службу 911, могут доставляться с задержкой.
• Услуга доступна только на «оптимизированных телефонах» (без объяснений, что имеется в виду).
Похоже, что оператор теряет доверие к технологии. И не забываем, что партнер T-Mobile – это не какой-то молодой спутниковый стартап. Оператор сотрудничает с великой и ужасной (для конкурентов) компанией Starlink (подразделение SpaceX). Группировка спутников, которые должны поддерживать сервис прямой связи со смартфоном, уже насчитывает 330 аппаратов.
В конце весны 2024-го T-Mobile обещал запустить коммерческую услугу этой осенью. Но на дворе зима, а сервис D2D по-прежнему находится где-то за горизонтом, хотя за него отвечает мощнейший игрок на спутниковом рынке.
У конкурентов, не имеющих за собой поддержки Starlink, дела еще хуже. AST SpaceMobile, который получает финансирование от AT&T, Verizon, Vodafone, Google и других игроков, смог запустить пока только пять коммерческих спутников Block 1 BlueBird, да и то с опозданием чуть ли не на год. При этом компания их пока только тестирует – услуги она не предоставляют (и неясно, когда начнет).
Еще одно конкурирующее партнерство – Apple и Globalstar – тоже не может похвастать прогрессом, несмотря на ранний запуск услуги по отправке экстренных смс с iPhone в 2022 году. За эти пару лет переход на передачу голоса и данных так и не произошел.
Все это наталкивает нас на мысль, что с технологической точки зрения задача пока оказалась отрасли не по зубам. Передача текстовых сообщений – это тоже здорово, но не то, что нам обещали. Тут злую шутку сыграл хайп вокруг нового сервиса. Для привлечения инвестиций он необходим, но требуется искать баланс между реальными технологическими компетенциями и визионерским шапкозакидательством.
В данном случае соблюсти его не получилось, так что остается кормить нас завтраками. А ведь кроме технологических задач, есть еще крайне непростые вопросы монетизации сервиса. Это делает надежду на «обед» еще более призрачной. Но, возможно, на помощь придет азиатская кухня 😉
Другие посты на канале https://t.me/tochka5g