Поднимите руки те, кто верит в светлое будущее технологии дополненной/виртуальной реальности (AR/VR) в ближайшие пять лет? Лично мы настроены скептично. По мнению одного из наших постоянных экспертов, пока не получается совместить 4K, малые габариты и вес, большую вычислительную мощность и низкое энергопотребление. Другой наш эксперт добавляет, что сама концепция изоляции от окружения, неумело заигрывая с эстетикой киберпанка, не выглядит притягательно для современной аудитории.
В чем мы с ними согласны – существующие продукты (пока или снова?) очень далеки от того, чтобы захватить внимание хоть сколько-то массового потребителя.
Но это мы так категоричны. А перед исследователями из компании Ericsson задача стояла, видимо, другая. Им нужно было доказать, что у смешанной реальности (XR, общее название для AR/VR) есть перспективы, число пользователей технологии растет, а операторы могут помочь ее развитию с помощью 5G и сделать на этом деньги. Вендор представил отчет на эту тему, основанный на опросе 10 тыс. пользователей XR, и сделал несколько далеко идущих выводов.
В исследовании Ericsson признает, что потребители не очень довольны текущими возможностями дополненной реальности на смартфонах, а вот у тех, кто сочетает смартфоны с AR-гарнитурами, уровень удовлетворенности выше. По прогнозам, в течение следующих пяти лет доля такого комбинированного использования удвоится. Кроме того, потребители ожидают, что легкие и портативные устройства XR станут незаменимыми дополнениями к смартфонам.
Еще одним желанием потребителей XR является мобильность. Они не хотят ограничиваться домашним использованием, как это принято сейчас, им нужно выбраться за пределы зданий – в кафе и рестораны, торговые центры и аэропорты, стадионы и концертные площадки. И потребители готовы платить за эту мобильность – на 20% больше за устройства, которыми можно пользоваться вне дома.
Вендор считает, что XR будет развиваться. В ближайшие пару лет, на первом этапе, – будут широко доступны социальные и информационные приложения. На втором этапе (2-4 года) будут реализованы варианты, основанные на геопространственных данных. Наконец, начнут появляться более продвинутые приложения, типа AR-кино или цифровых компаньонов для тренировок.
Устройства тоже будут развиваться. Сначала просто смартфон, потом комбинированное использование и, через четыре года, автономное XR-устройство.
Ericsson ведет к тому, что 5G – главный воплотитель этого светлого будущего. Он говорит, что XR-устройствам нужно покрытие услугами с высокой скоростью и низкой задержкой вне дома. Что широкое распространение XR-устройств позволит операторам продавать премиум-тарифы с дифференцированным качеством обслуживания (слайсинг). Что можно предоставлять разработчикам сетевые API, оптимизированные для XR-трафика.
А теперь перейдем от визионерства к нашим глубоким сомнениям. Во-первых, проведение исследования только среди тех, кто уже применяет XR, слегка напоминает старый анекдот: «Опрос пользователей интернета показал, что 100% опрошенных пользуются интернетом». Да, тут задавались вопросы о перспективах, но все равно таких потребителей можно назвать энтузиастами технологии.
Вторая претензия – это время, когда проводился опрос. В середине прошлого – 2023-го – года! Однако в 2024-м Apple выпустила AR/VR-гарнитуру Vision Pro, продажи которой полностью провалились. Мы считаем, что эта неудача сильно ударила по перспективам массового использования XR в ближайшие годы – вряд ли кто-то решится на новую попытку, пока технологии (там очень много очень сложных задач) не сделают несколько шагов вперед. Так что выводы исследования можно смело ставить под сомнение.
Мы ни в коем случае не говорим, что технология смешанной реальности – это чистая футурология. Нет. Но пока считаем ее нишевой. Например, дополненная реальность уже находит применение в сегменте частных 5G-сетей, например, при эксплуатации и ремонте оборудования на предприятии. Но до массового внедрения нужно решить массу проблем, с которыми, к сожалению, только 5G не справится.
Другие посты на канале https://t.me/tochka5g