История про Verizon и OpenRAN вызвала очередной всплеск дискуссий вокруг открытой архитектуры. Мы заметили, что чем больше крупных операторов делами подтверждает свою преданность концепции, тем больше критики раздается в адрес технологии. Сейчас, к примеру, распространяется тезис о том, что использование решений только от одного поставщика, пусть он и поддерживают открытую архитектуру, – это не по канону и вообще на корню подрубает саму идею использования в одной сети компонентов от разных вендоров. Для такого подхода даже придумали название – Single-vendor OpenRAN.
В качестве примеров такого подхода приводят несколько громких объявлений последнего года. Из списка поставщиков решений для сети радиодоступа оператора Vodafone внезапно пропала компания NEC, остался лишь Samsung, у AT&T контракт заключен только с Ericsson (еще упоминается Fujitsu, но его роль неясна), а бермудский Paradise Mobile вообще целиком и полностью положился на Mavenir.
В Dell’Oro это разделение на одновендорный и мультивендорный OpenRAN поддерживают и говорят, что первый вариант в ближайшей перспективе имеет лучшее экономическое обоснование, а интерес к «классическому» подходу пока снижается. Поэтому и запусков Single-vendor OpenRAN будет больше. Мы тоже считаем, что экономика при партнерстве с одним поставщиком на текущем этапе может быть лучше – просто за счет масштаба. Но мы против того, чтобы разбивать этот рынок на сегменты в зависимости от количества вендоров. Дело-то не в этом.
Сотрудничая с OpenRAN-вендором, оператор должен быть уверен, что в любой момент сможет интегрировать в свою сеть продукты других поставщиков, дополнив или даже заменив существующие решения. В перспективе для этого не нужно будет даже заморачиваться с интеграцией – все будет совместимо по умолчанию. Возможность замены оборудования – главная защита для оператора от попадания в зависимость от конкретного вендора.
Поэтому нас не беспокоит пример Mavenir, который строит сеть для небольшого островного оператора. Там это оправдано с точки зрения экономики и внедрения инноваций. А вот ситуация с Ericsson, который, похоже, добился эксклюзивного контракта с AT&T, то есть снова взял того в добровольное рабство, – может стать проблемой. А еще Verizon, оказывается, заявил, в его сети решения Samsung и Ericsson пока несовместимы (а мы вчера говорили, что компания совершенно не продумала стратегию перехода на OpenRAN!). Вот такие факты должны тревожить отрасль.
В Dell’Oro это разделение на одновендорный и мультивендорный OpenRAN поддерживают и говорят, что первый вариант в ближайшей перспективе имеет лучшее экономическое обоснование, а интерес к «классическому» подходу пока снижается. Поэтому и запусков Single-vendor OpenRAN будет больше. Мы тоже считаем, что экономика при партнерстве с одним поставщиком на текущем этапе может быть лучше – просто за счет масштаба. Но мы против того, чтобы разбивать этот рынок на сегменты в зависимости от количества вендоров. Дело-то не в этом.
Сотрудничая с OpenRAN-вендором, оператор должен быть уверен, что в любой момент сможет интегрировать в свою сеть продукты других поставщиков, дополнив или даже заменив существующие решения. В перспективе для этого не нужно будет даже заморачиваться с интеграцией – все будет совместимо по умолчанию. Возможность замены оборудования – главная защита для оператора от попадания в зависимость от конкретного вендора.
Поэтому нас не беспокоит пример Mavenir, который строит сеть для небольшого островного оператора. Там это оправдано с точки зрения экономики и внедрения инноваций. А вот ситуация с Ericsson, который, похоже, добился эксклюзивного контракта с AT&T, то есть снова взял того в добровольное рабство, – может стать проблемой. А еще Verizon, оказывается, заявил, в его сети решения Samsung и Ericsson пока несовместимы (а мы вчера говорили, что компания совершенно не продумала стратегию перехода на OpenRAN!). Вот такие факты должны тревожить отрасль.
В этом году OpenRAN должен занять до 10% от всего рынка сетей радиодоступа – об эффекте масштаба пока говорить рано. До тотальной совместимости всего и вся тоже еще далеко. Вот и получается, что работа с одним вендором на текущем этапе выгодна оператору – это дешевле и быстрее в плане развертывания сети. Но рынок будет расти, количество клиентов увеличиваться, объемы поставок будут становиться больше, что приведет к общему снижению цен. Когда даже небольшие производители или разработчики с достойными продуктами будут работать с несколькими заказчиками, тогда в телекоме появится больше мультивендорных сетей.
Продолжить чтение на канале https://t.me/tochka5g