Т-Канал Tochka5G
Tochka5G Рынки

Успеть на ракету: связь-где-угодно все ближе

Люди снова бредят космосом. Но думают не о полетах к другим планетам, а о том, как наладить связь со спутников на смартфоны. В гонку вовлекается все больше игроков, и все хотят успеть застолбить участок на новом сегменте рынка и обзавестись надежными партнерами.
В этом плане показательны новости последних дней, пришедшие от спутниковых конкурентов SpaceX и AST SpaceMobile, а также их партнеров на земле. Все стремятся поскорее запустить коммерческие сервисы Direct-to-Device (D2D) на богатом рынке США. Началась гонка на время.
AST SpaceMobile на прошлой неделе объявил, что заключил стратегическое партнерство с американским Verizon. Спутниковая компания получит доступ к диапазону 850 МГц сотового оператора. Если добавить к этому частоты другого партнера – AT&T, то в итоге можно будет охватить услугами D2D 100% континентальной части Соединенных Штатов, обещает пресс-релиз.
Мы уверены, что за этим соглашением стоит горячее желание Verizon стать частью хоть какой-то спутниковой истории. Дело в том, что компания совершила стратегическую ошибку – руководство до последнего утверждало, что в космосе наземному сотовому оператору делать нечего. Мол, абонентам эта услуга особо не нужна, а тут еще и спектром делиться надо. Такой точки зрения в Verizon придерживались еще три месяца назад!
Verizon впрыгивает в последний вагон – AST SpaceMobile обещает запустить свои пять спутников в августе этого года. Наверное, именно этим объясняются обязательства инвестировать в проект 100 млн долларов. До этого сообщалось, что другие партнеры спутниковой компании – AT&T, Google и Vodafone – обязались в сумме вложить 155 млн. Видимо, Verizon приходится платить больше за срочность – после вывода спутников на орбиту стоимость участия в проекте может измениться.
Но запуск новых спутников вовсе не означает начала оказания услуг. Впрочем, AST SpaceMobile этого и не обещает. Это делает его конкурент – Starlink. Всего через пару дней после новостей про Verizon компания сообщила, что рассчитывает запустить коммерческую услугу D2D уже осенью 2024 года. Партнер T-Mobile, обеспечивающий Starlink частотами, информацию пока не комментирует.
На фоне этой конкуренции, которая выходит в США на новый виток, любопытно наблюдать за японским D2D-проектом. Его особенность в том, что вместо спутников там используются высотные платформы HAPS (по сути, беспилотные планеры). NTT DoCoMo и его партнеры, в том числе Банк развития Японии, инвестировали в компанию Aalto HAPS, которая занимается этим проектом, 100 млн долларов.
Впрочем, HAPS – это гораздо более мутная история, чем спутники, считает наш постоянный эксперт. Основная проблема – потребление энергии. Нужно обеспечить работу базовой станции, поддержку транспортного канала, не говоря непосредственно о двигателе для полета. Плюс есть вопросы интеграции антенной системы с конструкциями БПЛА, необходимости стабильного канала передачи данных (минимум 10+ Гбит/с), техобслуживания и поддержания беспилотной высотной платформы в воздухе. С учетом такой «полезной нагрузки» бизнес-кейс вызывает серьезные сомнения.
Другие посты на канале https://t.me/tochka5g