Т-Канал Tochka5G
Tochka5G Рынки

Борьба за место под спутниками

Cотовые операторы последние два года пристально смотрят в небо. Но их влекут не космические путешествия или угрозы из фильма «Не смотри наверх» (2021), а ожидания новых источников доходов от услуги Direct-to-Device (D2D) – прямой связи спутника и смартфона.
В GSMA считают, что к 2035 году D2D принесут операторам 30 млрд долларов дополнительного дохода. Впрочем, далеко не все верят в безоблачные перспективы этого сервиса.
Спутниковые компании очень стараются не оплошать – от этого зависят инвестиции. Пока – на хайпе – деньги льются уверенной рекой, но она мгновенно пересохнет, если быстро не продемонстрировать технологический прорыв. А загнанных лошадей обычно пристреливают.

В прошлом году в этом энергичном забеге вперед вырвался стартап AST SpaceMobile, настоящая «темная лошадка». Сначала он первым продемонстрировал передачу данных со спутника на смартфон – скорость составила около 10 Мбит/с, а потом совершил 5G-звонок. Несмотря на крайне скудные реальные доказательства успеха (по крайней мере в публичном пространстве), это впечатлило даже Google, который в январе 2024-го стал инвестором проекта. А операторы-партнеры Vodafone, Rakuten и AT&T просто ликуют и мысленно подсчитывают выигрыш.

Американский AT&T на своем стенде на MWC даже выделил место для спутникового партнера, чтобы показать, насколько сильно он верит в AST SpaceMobile. Но забег только начался. И на пятки лидеру наступает уверенный фаворит Starlink, на которого сделал ставку T-Mobile.

Компания Илона Маска в начале 2024 года успешно передала текстовые сообщения по модели D2D, а несколько дней назад осуществила прямую передачу со спутника на обычный смартфон Samsung. Скорость составила 17 Мбит/с, то есть компания на полкорпуса обгоняет конкурента. Операторов, которые сделали ставку на Starlink, тоже хватает. Помимо T-Mobile, в нее верят, например, KDDI, Telstra, Optus, Telefónica.

И только Verizon, третий большой оператор США, стоит в сторонке от этой азартной гонки. Эта компания не проявляет почти никакого интереса к D2D. В чем же причина такой холодности и почему спутниковая эйфория (истерия) обошла этого оператора стороной?

У Verizon есть два аргумента в пользу того, что услуга Direct-to-Device пока не взлетит. Первый – это частоты (всегда больной вопрос). В ряде проектов, в том числе и у T-Mobile со Starlink, для связи используется спектр наземного оператора. В Verizon считают, что такое использование ценного частотного ресурса – нерационально. И больше пользы клиентам принесет спектр, используемый для работы наземных сетей.

Правда, оператор забыл уточнить, какую пользу абонентам принесет спектр вне зоны покрытия этих наземных сетей...

Второй аргумент заключается в том, что на потребительском рынке услуга Direct-to-Device будет востребована только небольшой частью клиентов. Судя по опросам, проведенным Verizon, потребителям она не очень интересна, это всего лишь дополнительная функция. А хуже всего то, что этот сервис требует прямой видимости (и чистого неба) и имеет ограничения.

По слухам, Генри Форд говорил: «Если бы я спросил у людей, что им нужно, они бы попросили более быструю лошадь». А еще автомобили имеют ограничения – им нужны дороги и их не заправишь травой на любом лугу…

Но все же технологические ограничения нельзя сбрасывать со счетов. Наш коллега из канала Evil Wireless Man разобрал кейс Starlink и показал, что для приемлемого качества связи D2D понадобятся адаптированные смартфоны или улучшенные спутниковые технологии. А продемонстрированная скорость 17 Мбит/с – это технический предел, вся емкость текущего транспондера. Этот ресурс поделят все абоненты на довольно большой площади. Так что пока рано кричать «Ура!».
Технология прямой связи спутника и немодифицированного смартфона – многообещающая. Но пока в ней много той эйфории и мифотворчества, которые свойственны молодым концепциям. Ей потребуется еще несколько лет взросления, так что повторим:
...2030 год становится все интереснее и интереснее!
Продолжить чтение на канале https://t.me/tochka5g