Спутниковое ТВ и 5G играют в «пятнашки» на рынке США
Помните детские головоломки, созданные на основе «пятнашек»? Эту «плитку» туда, эту – сюда, вот и получилась красивая картинка. Что-то подобное сейчас происходит на телеком-рынке США – там идет перестановка активов, в которую вовлечены крупные игроки. Суммы сделок исчисляются миллиардами долларов. По идее, получившейся картинкой должны остаться довольны все, но нам почему-то кажется, что мобильная отрасль останется в выигрыше.
Первая «плитка» американской головоломки – компания Dish DBS. Это подразделение компании EchoStar по распространению контента, в которое входят спутниковый ТВ-сервис Dish TV и стриминговый бизнес Sling TV. Как следует из названия, они являются частью оператора Dish Network. Общая абонентская база насчитывает 8,07 млн (6,07 у Dish TV и 2 млн у Sling TV).
Вторая «плитка» – это компания DirecTV, еще один крупный американский провайдер спутникового телевидения. На 70% он принадлежит сотовому оператору AT&T, на 30% – инвестиционной компании TPG Capital. Абонентская база сервиса DirecTV – 10 млн.
Еще одна «плитка» – это финансы EchoStar. Еще недавно компания сообщала, что у нее нет 2 млрд долларов, которые она должна выплатить по кредиту в ноябре 2024 года, и вообще отсутствуют средства на продолжение операционной деятельности.
Теперь посмотрим, как эти «плиточки» приходят в движение. EchoStar объявляет, что продает Dish TV и Sling TV компании DirecTV. Сумма сделки – всего 1 доллар! Но за это покупатель берет на себя выплату $9,75 млрд чистого долга Dish. Мало того, EchoStar получает от TPG и ряда других инвесторов $2,5 млрд для погашения долга в ноябре и временной финансовой ликвидности.
Следующий ход делают TPG и AT&T. Сотовый оператор продает свою долю DirecTV соинвестору за $7,6 млрд. Теперь TPG будет владеть объединенным оператором спутникового ТВ с абонентской базой более 18 млн.
И еще одно движение делает EchoStar. Компания, продемонстрировав свою финансовую состоятельность после продажи актива Dish, сообщает о привлечении еще $5,1 млрд для развития бизнеса с помощью выпуска облигаций, которые обеспечены радиочастотным спектром.
Интересная картинка получилась после сбора пазла. EchoStar выбирается из финансовой ямы. И не только избавляется от долгов, но и получает средства, которые нужны для дальнейшего строительства национальной сети 5G OpenRAN (бренд Boost Mobile).
AT&T продает непрофильный актив и обещает направить эти средства на развитие 5G-сети (тоже по большей части OpenRAN) и оптоволоконной инфраструктуры. Компания TPG становится владельцем актива, который объединяет двух крупнейших спутниковых ТВ-операторов США, чья совокупная доля на рынке составляет около 80%! Кажется, что все получили, что хотели. Но так ли это?
Последние данные по рынку свидетельствуют, что спутниковое ТВ активно теряет абонентов. К примеру, руководители Dish и DirecTV говорят, что с 2016 года их совокупная абонентская база потеряла 63%! Виноваты во всем стриминговые платформы, которые предпочитают пользователи вместо спутникового линейного ТВ. А усугубляет ситуацию то, что покрытие услугами ШПД растет, причем в последние годы за счет сетей 5G и фиксированного беспроводного доступа. Это актуально и для сельской местности, которая традиционно была вотчиной для спутникового ТВ.
В России стриминговые платформы тоже быстро отбирают популярность у платного телевидения, считают эксперты. В 2023 году зафиксировано уменьшение абонентской базы спутникового ТВ – на 0,1%. Думаем, что появление 5G, а также развитие проекта по устранению цифрового неравенства ускорят отток пользователей сервиса.
Так что не вызывает удивления, что оператор AT&T, который приобрел DirecTV за $49 млрд в 2015-м, уже в 2021-м продал 30% компании TPG за $7,1 млрд, а сейчас отдает оставшиеся 70% всего лишь за $7,6 млрд (актив подешевел в пять раз, даже без учета обесценивания доллара). И понятна позиция компании EchoStar, которая больше 40 лет (!) развивала спутниковое ТВ, а теперь сосредоточится на гораздо более перспективной сотовой связи.