Новый объединенный оператор Великобритании VodafoneThree времени после закрытия сделки не теряет. На днях он опубликовал большой подробный план действий, которые должны ознаменовать наступление «новой эры связи» в стране.
Напомним, что оператор должен построить к 2034 году сеть 5G SA с охватом 99,95% населения. Критики указывали на то, что 10 лет – слишком большой срок для реализации проекта (там уже 6G вовсю должно работать). Однако VodafoneThree (V3) заявляет, что намерен уже через три года достичь охвата 90% при текущем показателе в 47%. А за первый год оператор обещает обеспечить доступ к своим услугам для 50 млн жителей страны (71% от 69 млн).
Достойный ответ критикам, но, на наш взгляд, будет непросто одновременно объединять ресурсы двух больших компаний, переводить инфраструктуру на рельсы SA и расширять сеть. При этом ранее сообщалось, что оператор распределил обещанные десятилетние инвестиции (11 млрд фунтов стерлингов) довольно равномерно. В первый год он потратит £1,3 млрд. Не верится, что такой темп инвестиций обеспечит столь стремительное развитие.
Благодаря объединению сетей, энергопотребление V3 должно снизиться примерно на 31% по сравнению с двумя отдельными сетями. Неплохо, если учесть, сколько операторы тратят на электричество. Но V3 умалчивает, за счет чего это произойдет. По нашим подсчетам, львиная доля этой экономии (27%) придется на вывод из эксплуатации дублирующих сайтов сотовой связи, чье число планируется сократить на 10 тыс. – до 26 тысяч площадок. Не очень инновационно.
Интересно, что слияние обсуждалось прежде всего в контексте рынка сотовой связи. Сейчас V3 заявляет, что у него есть виды на сегмент фиксированного доступа. Он говорит, что уже может «дотянуться» до 22,5 млн домохозяйств (80% от всех д/х страны). V3 намерен предлагать конвергентную услугу домашнего интернета под брендом Vodafone – высокоскоростной FWA (до 2,2 Гбит/с) или оптику, в том числе через своих партнеров Community Fibre, CityFibre и Openreach.
Проблема, на наш взгляд, заключается в том, что даже после объединения V3 выглядит аутсайдером на этом рынке. У Vodafone – 1,6 млн клиентов ШПД, у Three – около 400 тыс. пользователей FWA, то есть в сумме около 2 млн. При этом лидер рынка BT Group обслуживает более 8,8 млн абонентов. Шанс на увеличение доли V3 есть, но мы видим его в возможностях FWA 5G – на оптику нужны дополнительные средства.
Еще одно обещание – это улучшение качества связи за счет объединения спектра. V3 заявляет, что в течение двух ближайших недель 7 млн абонентов Three и его бренда SMARTY получат увеличение средней скорости 4G на 20%. А через несколько месяцев все 27 млн клиентов Vodafone и Three смогут воспользоваться бесплатным межсетевым роумингом, что повысит доступность услуг. Но стоит напомнить, что вопрос с перераспределением частот V3 (почти половина от общего объема ресурса, выделенного для сотовой связи в стране) до конца не решен. Отказ от части спектра может ударить по качеству связи.
Оператор намерен сохранить все существующие потребительские бренды (Vodafone, Three, VOXI, SMARTY, Talkmobile). Однако мы не считаем это преимуществом. Такое разнообразие может усложнить операционную деятельность, создать риски дублирования маркетинговых кампаний и запутать абонентов тарифами.
Еще V3 обещает создать и сохранить от 9 до 13 тыс. рабочих мест в течение 8 лет строительства сети. Это выглядит странно, поскольку слияние обычно предполагает сокращение сотрудников, чьи функции дублируются. Но тут стоит посмотреть на пример оператора BT Group. В 2023 году он объявил о сокращении своего штата на 55 тыс. к 2030 году, в том числе за счет сотрудников на контракте, задействованных в строительстве сетей. Похоже, что V3 скромно умалчивает, что рабочие места создаются на время. После окончания активной стройки сотрудников уволят.
VodafoneThree раскрыл карты, но сильных козырей мы там не нашли. Слишком многое будет зависеть от реальных действий, а не маркетинговых заявлений. Пока это все не очень похоже на «новую эру связи» в Великобритании.
Другие посты на канале https://t.me/tochka5g