Т-Канал Tochka5G
Tochka5G Рынки

Не пора ли перейти к ИИ?

На прошлой неделе в немецком Дюссельдорфе состоялся форум AI-Native Telco, посвященный вопросам трансформации операторских сетей под влиянием искусственного интеллекта. AI-Native (нативный ИИ) – это концепция, при которой ИИ становится основой инфраструктуры, а не надстройкой. Отчет организатора мероприятия – известного портала TelecomTV – демонстрирует отраслевой раздрай. Оптимисты уверены, что искусственный интеллект уже здесь и приносит ощутимую пользу, а пессимисты полагают, что до полноценного перехода пройдет еще 10-15 лет.
Оператор Deutsche Telekom (DT) находится в лагере оптимистов. У компании уже есть 150 вариантов (!) использования предиктивного ИИ, и быстро растут масштабы использования генеративного ИИ. Наибольшую ценность оператор видит в «агентском» искусственном интеллекте, заявил Ахмед Хафез, старший вице-президент DT по сетевой стратегии. Напомним, ИИ-агенты – это инструменты, которые позволяют автоматизировать процессы и принимать решения, минимизируя участие человека.
По словам представителя оператора, развитие автономных сетей, в центре которых находится ИИ, обеспечит пять основных преимуществ:
• повышение качества обслуживания клиентов;
• сокращение времени выхода на рынок;
• снижение совокупной стоимости владения (TCO);
• повышение отказоустойчивости сети;
• возможность создавать новые функции и сервисы.
По сути, все эти преимущества позволяют оператору экономить: на обслуживании клиентов, на эксплуатации и на продуктовых экспериментах (в идеале – с выходом на новые рынки).
В DT задумываются и о рисках перехода к автономности. Оператор утверждает, что разработал систему, в которой человек сохраняет контроль над операциями ИИ. Специалисты компании могут проверить действия искусственного интеллекта, отследить результаты и при необходимости вмешаться. Оператор также снижает потенциальные риски, предоставляя ИИ-агенту на выбор ограниченный список безопасных действий. «Мы можем остановить ИИ в любой момент», – заявил Ахмед Хафез. DT, похоже, уверен, что этих мер достаточно. Хотя доказательства надежности такого подхода совсем не помешают.
А вот вице-президент по разработке ПО оператора Orange Филипп Энсаргю призывает быть крайне осторожными с запуском «агентского» ИИ, который только зарождается. В компании тестируют ИИ-агенты, но пока в лабораторных условиях. При этом одним из самых перспективных направлений для внедрения искусственного интеллекта в Orange называют кибербезопасность.
Ицума Танака, глава Docomo Communications Laboratories Europe (европейское R&D-подразделение японского оператора NTT Docomo), обозначил вызовы в области киберзащиты, стоящие перед компаниями:
«Нам нужно защитить сам ИИ, затем защитить систему от ИИ, а затем защищаться с помощью ИИ».
Эксперты называют разные сроки перехода к сетям AI-Native. Ицума Танака считает, что такой переход может быть приурочен к внедрению 6G – ориентировочно к 2030 году. Константинос Халкиотис, вице-президент по технологиям доступа и спектру в Deutsche Telekom, полагает, что 2030 год – это слишком далекий срок, поскольку операторы уже используют ИИ. А директор по управлению продуктами IBM Software Networking Бенджамин Хики, наоборот, заявляет, что переход займет 10–15 лет из-за большого количества наследованных систем, которые еще работают.
В общем, никакого консенсуса по ИИ в отрасли не наблюдается. В центре внимания находится тема безопасности, устойчивости и доверия к искусственному интеллекту, а это, по нашему мнению, явный признак того, что рынок только начал формироваться. К тому же полноценное внедрение нативного ИИ потребует от операторов трансформации процессов и приобретения новых компетенций, что заставляет нас усомниться в скором переходе на новую технологическую парадигму.
Александр Сиволобов (ИРТЕЯ) про внедрение ИИ в сети операторов:
Каша мнений не случайна: и оптимисты, и пессимисты идеализируют реальность. При анализе кейса Deutsche Telekom стоит помнить, что агентский ИИ непредсказуем, его качество зависит от выходного контроля, и не надо обнадеживаться, что проверяющий сотрудник точно заметит проблему. А еще предстоит выяснить эмерджентные свойства ИИ [эмерджентность – наличие у системы свойств, не присущих составляющим ее элементам]. Речь о том, что ИИ может очень хитро адаптировать свое поведение, если знает, что его контролируют или могут отключить.
Но куда важнее экономия, на которую рассчитывает оператор: снижение стоимости обслуживании клиентов, эксплуатации сети и продуктовых экспериментов. Она программирует неизбежную эволюцию отрасли. Когда ИИ-приз снижения расходов (пусть и с отложенным риском) получает один оператор, остальные вынуждены следовать его опыту, поскольку это бизнес с высокой степенью коммодитизации услуг.
Надо смотреть практично: экономия означает, что операторы оптимизируют штат. Это ведет к тому, что вернуться к предыдущему («до-ИИ») состоянию оператор уже не сможет. При этом нельзя ожидать, что переход будет отложен до какого-то будущего. Он уже начался, и вопрос лишь в бюджете: экономия – в плюс, стоимость рисков – в минус. Стоит думать не о том, как остановить ход времени, а о том, как снизить скорость ИИ-перехода до уровней, на которых мы успеваем создавать системы сдержек и противовесов.
Другие посты на канале https://t.me/tochka5g