На телеком-рынке Индии продолжают бушевать страсти. Государственный оператор BSNL никак не может осуществить полноценный масштабный запуск национальной сети 4G, но как никогда уверен в себе. А правительство ставит перед компанией планы, осуществить которые обычными способами невозможно.
Про проблемы BSNL мы не раз говорили. Если вкратце, то оператору поручено развернуть национальную сеть 4G (с возможностью апгрейда до 5G) на индийском софте и «железе», которые разработаны местным консорциумом. Но запуск постоянно сдвигается. Последняя неприятность, про которую мы писали в начале апреля, связана с неполадками в работе ядра сети.
Забавно, что чем хуже идут дела у компании, тем громче звучат обещания «выполнить и перевыполнить» поставленные правительством задачи. Сейчас в индийских СМИ распространяется информация о том, что к концу октября 2024 года в сети BSNL будет насчитываться 80 тыс. сайтов. А к марту 2025-го будет развернуто в общей сложности 100 тыс.
Если учесть, что сейчас оператор развернул всего 15 тыс. сайтов, то запуск 65 тыс. за три месяца – в четыре раза больше предыдущего результата – выглядит очень подозрительным. Однако руководство оператора ничто не смущает. А с учетом того, что это отечественное (индийское) оборудование, которое все еще способно преподнести сюрпризы, такие показушные темпы до добра не доведут. Хотя, возможно, там наметили разместить Nokia или Ericsson...
Понимаем, не одобряем, но считаем весьма вероятным сценарием. Для «большой тройки» поставить 100 тыс. базовых станций – несложная задача. Однако такой поворот будет означать, что индийский телеком упустил редкую возможность получить серьезный опыт, необходимый для выхода на глобальный уровень. Трудности внедрения нового оборудования – болезненный, но необходимый этап взросления отрасли.
Но еще любопытнее, что компания намерена к концу 2024 года увеличить свою долю рынка (по количеству абонентов) до 20%. А к концу 2025 года правительство поставило перед оператором задачу достичь 25%. Как же получить такое количество абонентов, если в мае доля BSNL снизилась до 7,4% и продолжает уменьшаться?
Очевидно, задача не имеет простого решения. Даже если 17,6% абонентской базы, которой недостает BSNL до KPI, рванется менять сим-карты, то офис оператора просто не справится. Значит, надо смотреть шире.
Например, расценивать это как номенклатурную игру. Одни поднимают KPI с 10 до 15, 20 и даже 25%, преследуя политические (пропагандистские) цели. А исполнители тщательно пересчитывают потребные для этих грандиозных проектов бюджеты и запрашивают их у правительства с очевидным результатом. Зато потом можно спокойно разводить руками и винить в неудаче других.
Обе стороны знают, чем все закончится. Особенно если учесть, что конкурентным преимуществом BSNL должна стать национальная сеть 4G, а пятое поколение обещают запустить только к концу 2025 года. Но на пути к закономерному результату можно получить необходимые политические или административные очки.
Возможен еще один другой вариант, который мы рассматривали полтора года назад. Есть на индийском рынке зомби-оператор Vodafone Idea, согнувшийся под тяжестью долгов. Он не перестает пытаться найти выход из своего бедственного положения, но с каждым разом надежды все меньше. Банкротство стоит за его левым плечом.
А теперь следите за руками! Доля Vodafone Idea на рынке составляет около 18%. Добавим к ним цифры BSNL (в результате слияния или поглощения) – и вуаля! Получаем заветные 25%. При этом крупнейшим акционером компании Vodafone Idea является государство и именно государству оператор сильнее всего задолжал.
Однако такое развитие событий все же маловероятно. Это может вызвать конфликт с большим числом влиятельных игроков в стране и за границей (Vodafone и его акционеры, например). Так что вариант с номенклатурной игрой, пожалуй, более вероятен. Тут главное, чтобы «тамада был хороший и конкурсы интересные».
Другие посты на канале https://t.me/tochka5g