Т-Канал Tochka5G
Tochka5G Рынки

Из Берлина в Мюнхен на поезде – не выходя из соцсетей

Бесперебойный доступ к интернету – это мечта для любого, кто много путешествует на поездах по России. Книга наскучила, общение с соседями надоело, чай из стакана с фирменным подстаканником уже остыл – самое время почитать соцсети или посмотреть ролики в онлайне. Но, увы, на российских железных дорогах доступ к мобильному интернету (да и просто к голосовым вызовам) можно получить, только проезжая через населенные пункты и рядом с крупными автотрассами, но не на длинных перегонах. Исключения есть, но их немного. Как же решают эту задачу в других странах?
Возьмем, к примеру, свежую новость из Германии. Там сотовый оператор Deutsche Telekom и национальный ж/д-оператор Deutsche Bahn объявили о досрочном завершении проекта по улучшению связи в поездах. Они утверждают, что на основных транспортных магистралях (7,8 тыс. км) почти не осталось слепых зон, где нет доступа к услугам передачи голоса и данных. Покрытие составляет 99%, скорость – до 200 Мбит/с, а для 95% дорог – все 300! Правда, похоже, что это общая пропускная способность соты, которую придется делить на всех активных абонентов.
Еще 13,8 тыс. км железных маршрутов с высоким пассажиропотоком (более 2 тыс. пассажиров в сутки) могут похвастать покрытием 94%. Там тоже речь идет о 200 Мбит/с. На второстепенных ветках (12 тыс. км) пропускная способность сети составляет только 100 Мбит/с, а покрытие – 96%. При этом показатели в начале проекта тоже были неплохими. Покрытие основных магистралей составляло, к примеру, 87%!
Deutsche Telekom и государственный Deutsche Bahn говорят, что инвестировали в проект, начатый в 2021 году, трехзначную сумму в миллионах евро (от 10 до 100 млрд рублей). Установлено 470 новых вышек связи, модернизировано 1,9 тыс. сайтов. При этом партнеры достигли поставленных целей на два года раньше, чем предполагалось. Компании продолжат сотрудничество и займутся обеспечением покрытия в тоннелях ж/д.
Технические подробности в пресс-релизе не приводятся. Сообщается только, что для улучшения связи Deutsche Bahn использовал свою свежую разработку – радиопрозрачные стекла. Мы упоминали эту технологию не так давно. Оказалось, что железнодорожная компания потратила около 50 млн евро на обработку более 70 тыс. оконных стекол. И теперь постепенно отказывается от дорогих ретрансляторов, которые раньше были нужны для обеспечения покрытия в вагонах.
Про радиотехнологию таких подробностей нет. Но на сайте ж/д-оператора мы нашли упоминание об использовании LTE для этого проекта, что подтвердило наш вывод о том, что это, конечно, не 5G. Пятое поколение Deutsche Bahn только тестирует вместе с Ericsson на небольшом участке в 12 км, об этом мы тоже рассказывали.
Но кто же выступает вендором для текущего LTE-проекта и почему его участие никак не обозначено? Мы почти уверены, что этим поставщиком является Huawei, давний партнер Deutsche Telekom. Власти Германии недавно все же приняли решение об удалении китайского оборудования из сетей немецких операторов к 2029 году, и, хотя этот запрет относится к 5G, лучше не дразнить европейских регуляторов упоминанием неугодного вендора.
У Huawei при этом огромный опыт обеспечения покрытия железнодорожных магистралей услугами связи. В его родном Китае пассажирам доступно уже пятое поколение, даже в скоростных поездах (до 300 км/ч), так что немецкий проект не должен был вызвать сложностей. Возможно, этим и объясняется то, что его завершили быстрее, чем планировали.
Мы сами не так давно путешествовали на российском поезде дальнего следования и сделали простой вывод: то, что пассажиры немецких поездов получили практически бесперебойную связь (хотя и не 5G), можно назвать отличным достижением, особенно в сравнении с отечественным опытом.
Другие посты на канале https://t.me/tochka5g