Жизнь у Rakuten Mobile, пионера OpenRAN из Японии, начинает налаживаться. За последний год оператор, которого давно обвиняют в том, что он вгоняет в долги материнскую компанию, улучшил свои финансовые показатели. Он по-прежнему остается убыточным, но свет в конце этого финансового тоннеля уже виден.
Rakuten Mobile рассчитывает, что целевой показатель EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) станет положительным к декабрю 2024 года, а там и до безубыточности недалеко.
Выручка оператора (как отдельного бизнеса) выросла на 7,1% в годовом исчислении до 62 млрд японских йен (396 млн долларов), при этом продажи услуг мобильной связи выросли на 36% до 36,1 млрд йен ($231 млн). Операционный убыток компании составил 66 млрд йен ($422 млн) по сравнению с 92 млрд йен ($589 млн) годом ранее. EBITDA показала убыток в размере 33,5 млрд иен, это меньше на 28,2 млрд иен по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В начале апреля оператор сообщил, что за год у него прибавилось 1,5 млн абонентов, к концу марта их общее количество достигло 6,5 млн, а сейчас из уже 6,8 млн. Такими темпами оператор вполне сможет достичь заветных 10 млн в 2025 году.
ARPU тоже подрос – до 2024 йен (13 долларов). Целевой показатель – 2500 йен (16 долларов). Оператор рассчитывает повысить цены за счет улучшения качества своих услуг – недавно Rakuten Mobile наконец-то получил частоты в диапазоне 700 МГц и теперь рассчитывает довести охват населения до 99,9%.
В целом же в 1-м квартале 2024 года выручка мобильного сегмента Rakuten составила 99,8 млрд йен, увеличившись на 3,6%. А операционные убытки уменьшились на 30,7 млрд иен и составили 71,9 млрд. Как говорится в пресс-релизе, этого результата удалось достичь, благодаря постоянному сокращению расходов и увеличению числа абонентов в Rakuten Mobile.
Напомним, что у оператора есть собственный OpenRAN-вендор – Rakuten Symphony. Несмотря на свою технологическую продвинутость и крутую цифровую платформу, с клиентами ему не очень везло – немецкая компания 1&1, его главный заказчик открытых решений, долго тормозил с запуском (не совсем по своей вине). Но вместе с информацией об успехах Rakuten Mobile пришли радостные вести из Германии.
Оператор 1&1 сообщил, что его сеть OpenRAN 5G насчитывает уже 1334 развернутых сайта и к ней подключены 700 тыс. абонентов. Пока цифры небольшие, но ведь в конце 2023 года у оператора было всего три работающих узла сотовой связи. К тому же не стоит забывать, что 1&1 уже обслуживает более 12 млн клиентов в качестве MVNO. Оператор рассчитывает, что они будут постепенно переходить на его OpenRAN-сеть по мере ее расширения.
Думаем, что этот прогресс в Германии положительно повлиял на бизнес Rakuten Symphony, что нашло отражение в финансовых результатах японской компании.
Мы говорили, что в 2024-м сегмент OpenRAN начнет ускоряться, но связывали это скорее с brownfield-операторами с наследованной архитектурой. Отрадно, что сразу у двух компаний, которые начали строить открытые сети с нуля, тоже наметились позитивные сдвиги.