Евросоюз не может восстановить свою цифровую конкурентоспособность и вернуть себе лидирующие позиции без срочной перезагрузки европейской политики в области телекоммуникаций.
Может показаться, что это мы снова сели на своего любимого конька (одного из) и указываем на проблемы европейского телекома. Но нет, это внутренняя критика – цитата принадлежит Йоакиму Рейтеру, директору по внешним и корпоративным связям Vodafone. На днях крупнейший оператор региона призвал к решительным мерам по восстановлению позиций Европы на телеком-карте мира.
«Сделаем Европу конкурентоспособной вновь!» Примерно такой посыл содержится в предложении Vodafone создать некий «Союз связи» (Connectivity Union), чтобы ускорить реализацию цифровых амбиций региона. Подробностей оператор не сообщает, так что нам остается только гадать, будет ли это некая европейская программа, организация или свод правил.
Оператор указывает на то, что экономический успех Европы зависит от развития сетей 5G, причем автономных (SA), которые нужны предприятиям в развитии промышленного интернета вещей и ИИ.
Vodafone говорит, что Еврокомиссия (предыдущий состав) уже признала наличие серьезных проблем на местном телеком-рынке. Это фрагментация, чрезмерные затраты и разные правила для компаний, которые оказывают одни и те же услуги. Сейчас нужны решительные меры, чтобы вернуть Европу на путь цифрового прогресса, и Vodafone, оказывается, знает, что нужно предпринять.
Оператор перечисляет пять принципов, которыми должна руководствоваться Еврокомиссия (свежий состав) при формировании новой регуляторики для телекома. Но их описание словно писал Эзоп. На первый взгляд, это типичная демагогия «за все хорошее и против всего плохого». Но, по сути, Vodafone говорит о наболевшем, о том, что касается большинства европейских операторов.
Главная проблема европейского телекома – это фрагментация рынка. Много стран, много небольших операторов. Отрасли не хватает эффекта масштаба. Так что нужно способствовать консолидации на местных рынках и упростить правила предоставления трансграничных бизнес-услуг, чтобы получить преимущества единого регионального цифрового рынка региона. Vodafone знает, о чем говорит. Ему пришлось пройти через много препятствий, чтобы продать свой бизнес в Италии и Испании, из-за пристального внимания регулятора к любой попытке консолидации активов.
Что касается чрезмерных затрат, то речь идет о спектре, плату за использование которого «искусственно завышают». Vodafone предлагает увеличить срок действия лицензий и даже сделать их бессрочными, чтобы повысить эффективность развертывания сетей.
Принцип «Одинаковые услуги, одинаковые правила», как мы поняли, говорит о желании заставить технологические компании, то есть крупных генераторов трафика (BigTech), соблюдать общие правила игры. Вот уже несколько лет европейские операторы хотят, чтобы такие игроки платили за цифровую инфраструктуру, которой пользуются. Видимо, именно это имеет в виду Vodafone, говоря об общих правилах.
Еще один принцип требует обновить подходы в отношении безопасности и устойчивости, сделать их более гармонизированными и взвешенными. Нам кажется, это намек на продолжающийся хаос в отношении запрета на использование оборудования «ненадежных» вендоров в Европе. Одни страны забанили китайских поставщиков, другие (например, Германия, где Vodafone присутствует) – сопротивляются. Такой разброд мешает бизнесу.
Подоплеку последнего принципа – «Устойчивость и социальная ответственность», который призывает к созданию более стабильной и предсказуемой политики и инвестиционной среды, – мы не нашли. Обычные общие слова.
Несмотря на некоторые претензии к предложению Vodafone, в одном с ним не поспоришь. Он считает, что телекому в ЕС необходимо централизованное регулирование по лекалам крупного федеративного государства. Эта риторика противоречит традициям европейского регионализма, но новому поколению еврочиновников она может быть близка.
Другие посты на канале https://t.me/tochka5g